понедельник, 23 января 2023 г.

Изготовление направляющей планки для геодезического штатива своими руками

    Те кто использовал советские штативы ШР-160 знакомы с проблемой замены закрепительного винта с советской резьбой на дюймовую, а также заменой направляющей планки. Элементарное решение - приобрести современный закрепительный винт и планку, или же снять с подходящего отработанного штатива необходимые элементы.

    Я же выбрал наиболее интересный путь, с непредсказуемыми приключениями и опасностями...

      Если же закрепительный винт Я предпочитаю все же купить в специальных магазинах, цена его в довоенное время составляла 5-6 убитых енотов (150-180грн за штуку), то планку для своих любимых штативов, хотелось бы сделать самостоятельно.

      Для тех у кого есть мощности токарного дела, изготовить собственными руками данную планку не составит труда. Мне же в прошлом посчастливилось уговорить знакомого токаря сделать необходимую планку из черняги. От меня только требовалось нарисовать на листочке в клеточку чертёж и приложить оригинальную деталь под советский винт, для общего понимания. Тогда Я решил попросить толщину планки всего-то 2мм, наверное, мне тогда этого показалось достаточным.


      Специалист и мастер своего дела пытался меня переубедить в целесообразности увеличения толщины детали до 4мм, но всё было четно. При затягивании винта в тахеометр, планка в 2мм просто гнулась. Те кто в теме, понимают, что центрировать при таких вводных - нельзя. Хорошо, что Владимир выполнил деталь в дубликате, что позволило мне в последующем накладывать одну деталь на другу, тем самым дойти до 4мм. Это спасало, но был дискомфорт в работе. В дальнейшем пришлось сварить две детали вместе (как вы видите на фото выше).

      Планку покрывал оксидной плёнкой, для предотвращения образования ржавчины, но в мечтах была цельная планка, желательно из нержавеющего металла.

      При смене локации работы открылись новые возможности, материалы и знакомства с классными специалистами своего дела. Ну думаю всё, сейчас-то я воплощу свою мечту... И вот фиаско. На небольших предприятиях, где есть только один токарь Толик-нолик, без конкуренции и подмены, ловит звезду. Завышенное ЧСВ не позволяет изготовить нужную деталь, как по просьбе так и за деньги со словами "А как я её сделаю?". И это при наличии всех необходимых станков... В народе таких называют "Прошенный".

      Зачем нам чужие гнилые руки, когда есть свои собственные золотые?

      Для начала чертим чертёж в среде Autocad plank_for_surveying_tripod.dwg, может кому понадобиться, пользуйтесь на здоровье. Но конечная подгонка под советский штатив все же будет, необходимо учесть это.


      Для изготовления направляющей планки беру обрезки пластины нержавейки 4мм. С помощью ленточной пилой нарезаю заготовки, в количестве 3 штуки (две под штатив ШР-160 и одну под нивелирный штатив ШР-120).

      Далее, болгаркой снимаю лишний металл, и подготавливаю разметку для сверления отверстий под болт и закрепительный винт.

      Если же в двух словах, то для изготовления понадобилось минимум инструмента, всё можно сделать с помощью болгарки, дрели и тисков. Не обошлось и без косяков, одна из планок была запорота. Хотел попросить сварщиков наплавить аргоном металла, но мне культурно объяснили, что лучше сделать заново деталь - быстрее будет.





      Сверление отверстий уставшей от жизни дрелью, это вообще отдельный вид искусства, но всё же справиться с задачей мне удалось. Самое интригующее - это изготовление канала для свободного хода закрепительного винта вдоль планки. То, что токарь сделал бы точно и быстро, у меня забрало много времени, по затратам 60%  только на доводку ширины канала в 12мм.




      После необходимо закруглить все мешающие углы, пройтись гриндером по заусенцам, и можно устанавливать на штатив. Цельная конструкция планки в 4мм, в отличии от своей предшественницы, не позволяет отклонятся оптическому центру при закручивании винта, если что и "уползает", то в допуске. Планку можно сделать и 5-6мм (стабильнее будет), всё зависит от длины закрепительного винта. Нержавеющие свойства планки тоже радуют, никаких красок и воронения.

      Теперь же все мои восстановленные штативы СССР полностью укомплектованы и работают, по мере необходимости.

      Кстати, хотелось бы уточнить, что плита из 316 нержавейки толщиной в 4мм не держит 7.62х39. Поговаривают, что в два слоя уже держит, но этого Я не видел.


Комментариев нет:

Отправить комментарий